Autobutik-kr.ru

АвтоЖурнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система обдува салона ваз 2110

Отопитель салона ВАЗ 2110 и его замена своими руками

Порой автомобиль перестает радовать своего обладателя. Это происходит тогда, когда он начинает ломаться.
Одной из поломок автомобиля является отопитель салона ваз 2110, который необходимо правильно разобрать и собрать. После разбора данного механизма, можно приступить к его ремонту или замене.
Вообще, на ваз 2110 система отопления салона – это сложная конструкция, но ее можно регулировать и ремонтировать своими руками.

Система отопления и вентиляции ВАЗ-2110, 21102

Вентиляция салона автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей.

В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.

Рис.46. Воздуховоды отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и детали управления

1 – воздуховоды обогрева задней части салона; 2 – облицовка тоннеля пола; 3 – воздуховоды обогрева ног; 4 – центральные сопла вентиляции салона; 5 – боковые сопла вентиляции салона; 6 – сопла обогрева стекол передних дверей; 7 – рычаг управления системой отопления салона; 8 – корпус воздухораспределителя; 9 – заслонка обогрева ног; 10 – заслонка обогрева ветрового стекла; 11 – отопитель.

Поступающий в салон автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха.

Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы –к боковым стеклам и в центральную часть салона.

Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.

Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля.

Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.

Рис.47. Запасные части отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 – электропневматический клапан; 2 – передний корпус воздухозаборника отопителя; 3 – водоотражательный щиток воздухозаборника; 4 – клапан управления заслонкой рециркуляции; 5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника; 6 – задний корпус воздухозаборника отопителя; 7 – заслонка канала отопителя; 8 – заслонка управления отопителем; 9 – радиатор; 10 – кожух радиатора отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102; 11 – штуцер пароотводящего шланга; 12 – штуцер подводящего шланга; 13 – штуцер отводящего шланга; 14 – электродвигатель отопителя с вентилятором; 15 – корпус электродвигателя; 16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем; 17 – рычаг привода заслонки управления отопителем; 18 – микромоторедуктор привода заслонки; 19 – резистор; 20 – крышка кожуха отопителя.

Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов.

Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор.

Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.

Радиатор отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами.

В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор.

В отличие от прежних моделей ВАЗ, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет.

Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана. Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления.

Температура воздуха в салоне ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С).

Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором.

Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «А». Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор).

Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения. Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт.

Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром.

Если через 15 минут фактическая температура в салоне ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.

Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Снятие корпуса воздухораспределителя системы отопления и вентиляции ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

— Поддев отверткой, извлекаем центральные сопла вентиляции салона.

— Отворачиваем два самореза крепления корпуса центральных сопл.

— Снимаем рукоятку рычага управления системой отопления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

— Вынимаем корпус центральных сопл вентиляции и отсоединяем разъем от лампочки подсветки.

— Снимаем панель приборов и воздуховод обогрева ног.

— Отворачиваем саморезы крепления корпуса воздухораспределителя к панели приборов.

— Отсоединив тяги привода заслонок, снимаем корпус воздухораспределителя.

Демонтаж электродвигателя отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

— Снять электродвигатель отопителя можно, не демонтируя весь отопитель.

— Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.

— Снимаем накладку и облицовку ветрового окна, правую шумоизоляционную обивку и стеклоочиститель.

— Отсоединяем разъем «плюсового» провода электродвигателя отопителя ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

— Отворачиваем гайку и снимаем «минусовой» провод.

— Отстегиваем четыре скобы и, аккуратно отгибая крышку, вынимаем электродвигатель.

— Монтируя электродвигатель, добейтесь свободного, без задеваний за корпус, вращения колеса вентилятора.

Замена отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

— Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи и сливаем охлаждающую жидкость.

— Снимаем облицовку и накладку ветрового окна, шумоизоляционную правую обивку моторного отсека, стеклоочиститель.

— Отсоединяем разъемы проводов электродвигателя, резистора и микромотора привода заслонки отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, а также шланг от клапана управления заслонкой рециркуляции.

— Ослабляем хомут пароотводящей трубки отопителя и снимаем ее.

— Ослабляем хомуты шлангов отопителя и снимаем шланги.

— Снимаем панель приборов.

— Отворачиваем саморезы крепления корпуса отопителя к щитку передка: два верхних, один нижний, с правой стороны — один саморез под шумоизоляцией.

— Извлекаем отопитель ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 из моторного отсека.

— Отстегиваем четыре скобы верхнего крепления переднего кожуха отопителя, отворачиваем два самореза нижнего крепления.

— Снимаем кожух и вынимаем электродвигатель отопителя.

— Отстегиваем четыре скобы и отворачиваем четыре самореза крепления переднего корпуса воздухозаборника отопителя.

— Снимаем передний корпус воздухозаборника.

— Отстегнув две скобы, снимаем задний кожух отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

— Вынимаем радиатор отопителя и заслонку.

— Отворачиваем два самореза крепления крышки кожуха отопителя.

— Снимаем крышку и заслонку управления отопителем.

— Собираем отопитель в обратной последовательности, заменив поролоновые уплотнители радиатора отопителя.

Снятие мотора привода заслонки отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

— Снимаем облицовку и накладку ветрового окна.

— Удобнее работать при снятом механизме стеклоочистителя.

— Отсоединяем расположенный за вакуумным усилителем разъем микромотора и разъем его потенциометра.

— Отворачиваем саморезы крепления корпуса отопителя к щитку передка: два верхних, один нижний, с правой стороны — один саморез под шумоизоляцией.

— Извлекаем отопитель ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 из моторного отсека.

— Отстегиваем четыре скобы верхнего крепления переднего кожуха отопителя, отворачиваем два самореза нижнего крепления.

— Снимаем кожух и вынимаем электродвигатель отопителя.

— Отстегиваем четыре скобы и отворачиваем четыре самореза крепления переднего корпуса воздухозаборника отопителя.

— Снимаем передний корпус воздухозаборника.

— Отстегнув две скобы, снимаем задний кожух отопителя.

— Вынимаем радиатор отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и заслонку.

— Отворачиваем два самореза крепления крышки кожуха отопителя.

— Снимаем крышку и заслонку управления отопителем.

— Собираем отопитель в обратной последовательности, заменив поролоновые уплотнители радиатора отопителя и вынимаем микромотор привода заслонки отопителя.

— При монтаже мотора необходимо штифт его рычага ввести в прорезь рычага привода заслонки управления отопителем ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

— Если рычаг мотора повернут так, что сделать вышеуказанное не удается, подайте двумя проводами напряжение 12 В на контакты разъема электродвигателя (к разъему идут два желтых провода), чтобы рычаг принял нужное положение.

— Установив микромотор, проверяем движение рычага привода заслонки управления отопителем от крайнего верхнего до крайнего нижнего положений при повороте рукоятки задатчика температуры в салоне.

Способы развоздушивания печки ВАЗ-2110

Иногда после добавления или полной замены антифриза печка на ВАЗ-2110 перестаёт греть. Если при этом радиатор отопителя горячий, значит, большая вероятность того, что в отопитель попал воздух. Если завоздушило печку ВАЗ-2110, надо обязательно устранить воздух из отопителя для нормального его функционирования.

Существует несколько действенных несложных способов для устранения проблемы, с которыми может справиться даже начинающий водитель.

Первый вариант предусматривает устранение воздушной заглушки с помощью несложных манипуляций в подкапотном пространстве автомобиля. Для начала необходимо открутить крышку расширительного бачка. В моторном отсеке возле радиатора машины надо отыскать шланги для подвода и отвода охлаждающей жидкости. Выгонять воздух надо резкими нажатиями на оба шланга на продолжении недолгого времени. После этого закручивается крышка бачка и проверяется, удалена ли воздушная пробка. Для этого необходимо завести автомобиль и включить печку на максимальные обороты. Если проблема не устранена, причину надо искать в другом месте, или попробовать воспользоваться следующим способом.

Для устранения воздуха из печки вторым методом надо найти эстакаду или высокую горку, и поставить автомобиль таким образом, чтобы его передняя часть была как можно выше. После этого необходимо завести машину и дать ей поработать на холостых оборотах несколько минут. Если такие действия не дали результата, можно повторить процедуру с добавлением подгазовки педалью газа.

Послу устранения пробки, необходимо добавить антифриз в расширительный бачок до нормального уровня и плотно закрыть крышку бачка. Нельзя доливать жидкость очень резко, это может спровоцировать повторное появление завоздушивания.

Третий способ устранения проблемы, когда воздушит печку ВАЗ-2110, является самым действенным и эффективным. Однако этот метод незначительно сложнее в исполнении. Для более удобного выполнения работ может понадобиться помощь друга.

Для начала необходимо найти и отсоединить шланг для отвода антифриза. Делать это надо очень аккуратно, так как из него или из штуцера может потечь антифриз. Если жидкость потекла, надо зажать отверстие пальцем. Если воздушная пробка имеется, то антифриз из шланга течь не будет.

После этого надо доливать потихоньку подготовленный заранее антифриз. Заливать надо до тех пор, пока он потечёт из шланга или его уровень достигнет максимального значения в расширительном бачке.

Если охлаждающая жидкость потекла, это означает, что воздух вышел из системы. Остаётся только подсоединить шланг к штуцеру и закрепить его хомутом. После этого можно закрыть крышку бачка, завести двигатель и проверить работу печки.

В случае ситуации, если уровень антифриза в бачке максимальный, а он не течёт из шланга, тогда понадобится помощь друга. Надо завести автомобиль и параллельно отверстие в шланге плотно зажать пальцем и ждать, пока потечёт из него жидкость. Иногда из штуцера она начинает вытекать быстрее, чем из шланга. В этом случае штуцер надо закрыть пальцем, и ждать до тех пор, пока антифриз пойдёт именно из шланга. Только после этого можно шланг установить на своё место.

Если выгнать воздушную пробку не удаётся по каким-либо причинам, такую же операцию можно повторить со шлангом подвода охлаждающей жидкости.

Прежде всего, следует знать само устройство системы отопления, чтобы четко понимать, что и как ремонтировать, ведь для ВАЗ 2110 перебои работы отопителя – явление типичное, и время от времени требующее вмешательства надежных рук – будь то водитель или работник СТО.

Итак, система отопления состоит из:
1. Собственно блок отопителя, который обеспечивает обогрев салона. Его представляют (по важности деталей):

  • Электродвигатель, на котором также закреплен вентилятор, для нагнетания горячего воздуха;
  • Радиатор, без которого вся система не работает. Причем, в отличие от старого отопителя, радиатор печки ВАЗ 2110 нового образца не имеет крана, перекрывающего поток тосола (антифриза) через радиатор. Таким образом, он всегда (хоть зимой, хоть летом) нагрет. Сделано это якобы для того, чтобы устранить протекания, которые часто наблюдались через этот кран, а также – чтобы максимально быстро при потребности нагревать салон. Летом приточная вентиляция идет мимо радиатора, но все же некоторые владельцы ВАЗ 2110, производя ремонт печки, добавляют в систему этот кран;
  • Заслонки, которых три. Одна отвечает за рециркуляцию воздухозаборника, вторая открывает/закрывает канал отопителя, третья, самая важная для салона – управления отопителем;
  • Резистор, который регулирует скорость обдува.

Детали отопителя ВАЗ 2110

Все детали упакованы в блок с дополнительными клапанами, щитками, штуцерами. Все это устройство одето в корпус и находится под капотом ближе к панели приборов.

2. Следующий блок представляют воздуховоды ВАЗ 2110. Они отходят непосредственно от печки и обеспечивают:

  • Вентиляцию салона через центральные сопла;
  • Воздухораспределитель работает на подачу тепла (или обычного воздуха для вентиляции);
  • Два воздуховода направлены на заднюю часть салона;
  • Есть целая система из пяти сопел для обогрева ног;
  • Два боковых воздуховода обеспечивают обогрев боковых стекол и частично салона, обеспечивая лучшее отопление;
  • Два сопла для вентиляции.

Принцип работы отопителя

Таков, вкратце, принцип распределения горячего или холодного воздуха внутри ВАЗ 2110.

3. Блок электронного управления печки работает из салона. В него включены:

  • Ручка контроллера. Это устройство позволяет задавать температуру в салоне, которую должен выдавать блок печки. Включается путем поворота ручки и выставляет температуру от воздуха, температура которого будет соответствовать той, что за бортом, до 30°С. Чаще всего эту деталь называют контролером САУО (системы автоуправления отопителя);
  • Датчик температуры отвечает за включение печки, когда температура в салоне снижается на 2 градуса против заданной. У датчика есть микровентилятор, и если ручка управления находится в положении А, тогда включается микромоторчик в блоке печки, и начинает работать заслонка, обеспечивающая правильное отопление. Поэтому обычно прежде, чем начинать ремонт системы отопления, проверяется работа этого датчика. Он расположен рядом с лампочкой отопления на потолке ВАЗ 2110. Поскольку ремонт его не предусмотрен, то в случае поломки это устройство следует сразу же заменить.

Потолочный датчик температуры воздуха в салоне

↑ Настройки отопителя

Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С). Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «А». Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.

Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.

Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector