Рисунок к стихотворению нива
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано в 1837 году, через некоторое время после создания знаменитого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Цензурный комитет принял решение поместить юного обличителя под арест до окончательного решения по его делу.
Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.
В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Когда волнуется желтеющая нива.
История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.
Тема – связь природы с духовным становлением человека.
Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.
Эпитеты – свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.
Олицетворение – “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.
У нас работают
Сергей Сергеевич Шаулов — заведующий отделом с июня 2020 года, старший научный сотрудник отдела с 2019 года. Выпускник филологического факультета Башкирского государственного университета. Кандидат филологических наук (2004, тема диссертации: «Структура романа „Братья Карамазовы“: диахронический аспект»). Автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы.
Ульяна Викторовна Кононова — научный сотрудник отдела с 2018 года. Окончила бакалавриат и магистратуру филологического факультета МГУ имени . Обучается в аспирантуре.
Ольга Юрьевна Слепокурова — научный сотрудник отдела с 2019 года. Окончила факультет мировой культуры государственного института культуры (специальность: музеология и охрана объектов культурного и природного наследия).
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. Мне нужен анлиз к стихотворению Аполлона Николаевича Майкова «пейзаж!
Анастасия Бирюкова Ученик (167), закрыт 8 лет назад
ЕСЛИ У КОГО ТО КТО ХОЧЕТ МНЕ ПОМОЧЬ НЕТУ СТИХА ТОГДА ВОТ ОН.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести;
Двойной глубокой колеею
Идеш-и нет конца пути.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.
Идешь, кк будто по водам,
Нога шумит. а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.
Уж солнца луч ложится косо.
Вдали проглянула река.
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека.
Светлана Пешкова Профи (644) 8 лет назад
Настя, во-первых, не анализ К стихотворению, а анализ стихотворения. Во-вторых, будь внимательнее, в тексте очень много грамматических ошибок!
По поводу стиха.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам, куда брести;
Двойной глубокой колеею
ИдешЬ — и нет конца пути.
Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.
Похоже, что автор описывает сентябрь — начало осени. «Румянит осень клены» — в этом предложении Майков использует поэтический прием — олицетворение. Осень представляется нам художником, раскрашивающим прекрасный летний лес на свой вкус! Где-то румянит клены, где-то срывает листы с березы и устилает ими дорожку. Создается впечатление покоя и уюта, как это бывает в осеннем лесу! Осинник желтый бьет тревогу — читаешь, и сразу представляется картина, как дрожат желтые осиновые листочки при первом малейшем дуновении ветра, и это даже слышится!
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит. а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
В этих строчках поэт использует прием аллитерации, постоянно повторяя звук «Ш», который передает нам звук осеннего леса. Тишину и покой леса нарушает только шуршание листвы под ногами идущего. И этот шорох будит спящий папоротник.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.
Мухоморы — яркие красные пятнышки на этом прекрасном пейзаже. Прием сравнения красив, поэтичен, точен. Мне понравился этот образ. Ведь мухоморы, действительно, похожи на маленьких сказочных карликов в красных шапочках!
Уж солнца луч ложится косо.
Вдали проглянула река.
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека.
Вот и вечер. Прогулка окончена. И в тишину лесного покоя врывается звук цивилизации, куда приходится возвращаться автору. А так не хочется!
Мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.
Средства художественной выразительности и стихосложения
Стихотворение состоит из 16 строк, разбитых на строфы-катрены. Оно написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, женские слоги чередуют нечетные строки женские, четные – мужские. В последней строфе рифма кольцевая.
В этом произведении автор применил следующие средства художественной выразительности, которые помогают ему передать очарование природы:
- Лексическая анафора, или повторение какого либо слова (фразы). В данном случае вначале каждого четверостишия повторяется слово «Когда»;
- Архаизм – чело;
- Эпитеты – желтеющая, малиновая, обрызганный, душистой серебристый, зеленый, студеный
- Олицетворения – свежий (лес), златой (час), сладостная (тень);
- Метафора – лепечет таинственную сагу.
С помощью этих средств художественной выразительности природа в строках Лермонтова оживает.
В заключение анализа стихотворения «Нива» вспомним о том, что известный русский публицист Глеб Успенский в своей статье «Поэзия земледельческого труда» раскритиковал Лермонтова, заявив, что
Однако Успенский подходит к поэзии как публицист, а не как поэт, требуя от автора стиха публицистической достоверности. Цель поэзии – создать настроение, передать основную мысль произведения через образы. Этого Лермонтов добился в полной мере.