Autobutik-kr.ru

АвтоЖурнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распиновка реле дворников ваз 2109

Распиновка реле дворников ваз 2109

Рис. 7.41. Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла: 1 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 2 – термобиметаллический предохранитель; 3 – электродвигатель насоса омывателя; 4 – электромагнитный клапан омыва ветрового стекла; 5 – монтажный блок; 6 – выключатель зажигания; 7 – реле зажигания; 8 – переключатель очистителей и омывателя стекол; К3 — реле очистителя ветрового стекла; А – порядок условной нумерации штекеров в колодке очистителя; Б – к клемме «30» генератора; а – щетка 2-й скорости очистителя; б – щетка 1-й скорости очистителя; в – пружинная пластина концевого выключателя; г, д – контактные стойки концевого выключателя; С1, С2 – помехоподавительные конденсаторы; L1, L2 – дроссели

Схема подсоединений выводов реле показана на рис. 7.41.

Реле должно обеспечивать включение электродвигателя очистителя с частотой 14±4 цикла в минуту в диапазоне работы от холостого хода (нагрузка только тягами) до нагрузки максимальным эффективным моментом 3,92 Н·м (0,4 кгс·м), при частоте вращения вала моторедуктора не менее 20 мин -1 , при температуре окружающей среды (20±5)°С и напряжении питания (14±0,2) В.

Реле также должно обеспечивать переключение режима работы очистителя на малую скорость при включении омыва ветрового стекла (если очиститель работал на прерывистом режиме или был выключен). После выключения омыва ветрового стекла очиститель должен сделать 2–4 полных цикла очистки на малой скорости при температуре окружающей среды (20±5)°С и напряжении питания (14±0,2) В.

У части выпускаемых реле вместо двух штекеров, соединяющихся с массой («31» и «R») имеется только один общий — «31».

Ремонт

Для устранения неполадок с дворниками на вашем ВАЗ 2109 вовсе не обязательно обращаться на СТО. Работу вполне можно выполнить своими руками, сэкономив приличную сумму денег.

Ремонт заключается в выполнении нескольких операций:

  • Разборка узла;
  • Выявление неисправностей;
  • Устранение причин поломки очистителей;
  • Обратная сборка.

Демонтаж

Первым делом нужно научиться снимать стеклоочистители. Это откроет вам доступ к устройству и всем его компонентам.

Достаточно соблюдать указанную последовательность действий предварительно ознакомиться со схемой дворников, чтобы все сделать правильно.

Схема

  1. Для начала отключите минусовую клемму АКБ, чтобы обесточить машину.
  2. Снимите рычаги щеток, переведя их в вертикальное положение и открутив крепежные гайки. Выкручивайте гайки аккуратно, дабы не вытолкнуть рычаг. Иначе под действием пружины он вылетит в стекло и разобьет его.
  3. Открутив крепежи, рычаги можно снять. Не всегда удается сделать это вручную, потому вооружитесь плоскогубцами. Старайтесь не повредить резьбовой участок. Дабы этого избежать, накрутите гайку обратно на шлицы, но не полностью.
  4. Со шлицов с каждой стороны снимите защитные колпачки, выполненные из пластика.
  5. Открутите верхние крепежные гайки кронштейном и снимите их. Под ними имеются резиновые шайбы, которые также демонтируются.
  6. Поднимите капот и отключите колодку проводов, которая питает двигатель стеклоочистителя.

  1. Открутите крепежные винты вентилятора печки и немного сместите его в сторонку. Так при демонтаже очистителя он не помешает вам.
  2. Демонтируйте с блока реле и предохранителей крышку. Снимать нужно не только реле дворников, но и все остальные. Иначе они помешают вам при дальнейших процессах.
  3. Открутите нижнюю крепежную гайку механизма, извлеките пластиковый держатель жгута проводов от электромотора из отверстия в кузове машины. Теперь можно снять держатель, дабы он не потерялся в ходе ремонта.
  4. Остается протолкнуть валик механизма внутри, затем приподнять электромотор и механизм стеклоочистителя немного вверх и в сторону. Так вы легко сможете извлечь узел.

Выполнив полную разборку узла, вы сможете проверить состояние каждого механизма дворников, определить причину возникших неисправностей.

Устройство

Проверка состояния элементов

Разобрав конструкцию дворников на своем ВАЗ 2109, вы можете определить поврежденные компоненты, которые привели к неполадкам. Как именно найти виновников, мы вам расскажем.

ЭлементВаши действия
Корпус электромотора, статорные обмотки и вал якоряЭти элементы нужно проверить на предмет наличия механических повреждений на поверхностях. Статор не должен иметь следы соприкосновения с якорем, и наоборот. Если на поверхностях обнаружены дефекты, царапины, попробуйте обработать их наждачкой. Если такая мера не помогла, компоненты подлежат замене
Пружины щетокПружины по мере эксплуатации могут повредиться, потерять свою упругость. От этого страдают сами щетки, не отрабатывают должным образом. Наличие износа пружин говорит о необходимости их замены
ЩеткиПроверьте, насколько свободно щетки перемещаются в держателях. Если есть заедания, попробуйте обработать узел наждачкой. Наличие сколов, трещин и следов износа требует замены щеток
КоллекторНе редко на поверхности коллектора появляются следы от нагара и трения щеток. Справиться с проблемой поможет полировочная паста. Якорь нужно зажать в патроне дрели, что повысит эффективность полировки. На коллекторе не должно быть царапин, сколов, прочих повреждений. Опять же, при их наличии попробуйте обработать наждачкой. В противном случае якорь меняется на новый
Шестерня привода редуктораПроверьте наличие механических повреждений и сколотых зубцов. При отсутствии некоторых зубьев щетки могут медленно работать, либо нарушается прерывистый режим. Лучше всего заменить шестерню. При замене обработайте новую шестеренку пластичным солидолом и смажьте корпус редуктора, очистив его предварительно от следов старой смазки
Тяги привода дворниковУбедитесь, что они не погнуты. При наличии небольших деформаций можно попробовать выровнять тяги вручную или инструментов. Если выровнять не получается, замените
Резьбовая часть валиков рычаговРезьба и шлицы не редко оказываются поврежденными. Если это произошло, вам придется заменить полностью тяги в сборе
Предохранители и релеНе редко причиной отказа в работе дворников ставится реле или сгоревший предохранитель. Предохранителем электродвигателя омывателя стекла является элемент F7, а реле, отвечающее за интересующий нас узел, обозначается в монтажном блоке К3.

Проверяем блок предохранителей

При выходе из строя стеклоочистителя лобового стекла, первым делом проверьте, не перегорел ли предохранитель и все ли в порядке с реле, которые отвечают за работу этого узла. Часто сложный ремонт не требуется, достаточно просто извлечь перегоревший плавкий элемент и заменить его на новый.

В некоторых случаях перегоревший предохранитель говорит о чем-то больше, нежели просто его поломка. Чем именно вызвано нарушение целостности предохранителя — это важный вопрос. Потому рекомендуется выполнить разборку дворников, проверить состояние всех узлов и разобраться, что же стало истинной причиной отказа щеток на ВАЗ 2109.

Из чего состоит реле стеклоочистителей

Реле дворников имеет вид коробочки, окрашенной в черный цвет, к которой подведен провод длиной 15 см. Если приняться за его разборку, внутри можно увидеть электрическую плату, где присутствуют компоненты электроники. Их собирают и подсоединяют друг к другу, учитывая схему, разработанную конструкторами, эта схема как раз поддерживает реле дворников в работоспособном состоянии.

Для лучшего понимания разберем по частям устройство реле стеклоочистителей:

  1. Электромагнитная катушка.
  2. Микроскопический контроллер формата ХП37.
  3. Конденсатор.
  4. Резистор.

Есть еще несколько резисторов, но они не так важны, как главный, находящийся около контроллера в правом углу устройства снизу. Плата включает подведенные 4 провода, которые осуществляют передачу сигналов от регулятора дворников ВАЗ-2107.

Устройство стеклоочистителя

Прежде чем отремонтировать неисправные дворники, требуется разобраться в их конструктивных особенностях. Основными составляющими элементами дворников являются:

  • Электрический моторчик.
  • Электрический насос омывателя.
  • Предохранители.
  • Реле управления.
  • Выключатель трехпозиционный, которым осуществляется регулирование скорости работы щеток.
  • Щетки.

Собственно вот на этом и основывается очищение лобового стекла от дождя, грязи и пыли в летнее время. Если не работают дворники ВАЗ 2107, значит, причину поломки необходимо искать в одном из перечисленных элементов. Каковы основные виды неисправностей, рассмотрим далее.

Возможные неисправности стеклоочистителя

Основными видами неисправностей можно назвать следующие причины:

  • вышел из строя переключатель, что бывает в частых случаях;
  • перегорел плавкий предохранитель, что могло произойти в результате перегрузки электромоторчика, попадании на него воды или перегрева проводки;
  • плохой контакт цепи или его отсутствие;
  • неисправность моторчика стеклоочистителя;
  • поломка реле стеклоочистителя ВАЗ 2107.

Если поломка заключается в перегорании предохранителя, то заменить его будет мало, необходимо также отыскать истинную причину таких последствий. Далее рассмотрим основные виды неисправностей дворников на ВАЗ-2107 с подробным описанием их устранений.

Перестали включаться дворники

Если не работают дворники на ВАЗ-2107 в двух положениях переключателя, то причина скрывается вероятнее всего в перегорании предохранителя. Этот элемент находится на блоке предохранителей и служит для защиты цепи от перегрузок и коротких замыканий.

Проверить предохранитель – это первое, с чего необходимо начинать ремонт. Для проверки следует воспользоваться тестером, или просто поменять его на заведомо исправный и такого же номинала. В редких случаях могут окислиться контакты предохранителя, которые необходимо почистить и установить на место.

Стеклоочистители не функционируют в режиме прерывания

Если возникла ситуация, при которой очистители не функционируют в режиме прерывания, значит, поломку следует искать в реле дворников. Цикличность функционирования изделий обеспечивается замыканием и размыканием контактор управляющего реле.
Для проверки пробуемподать питание на колодку реле. На практике это выглядит так:

  1. извлекается реле;
  2. переключателем, находящимся возле рулевого колеса необходимо включить переключатель дворников;
  3. используя тестер, необходимо проверить, имеется ли напряжение на клемме.

Если питание отсутствует, то требуется осуществить замену переключателя. Возможно причина в обрыве управляющей цепи, поэтому необходимо найти и устранить этот дефект. В случае, если питание имеется, но реле не срабатывает, значит необходимо его заменить. Реле ремонту не подлежит, поэтом его необходимо только менять.

Не функционирует электромотор очистителя

Если электродвигатель не работает, но при этом имеется напряжение на его контактах, тогда проблема в самом устройстве. Это может быть износ щеток или же выход из строя обмоток. Щетки изнашиваются с течением времени, а обмотка выходит из строя при перегрузке мотора. Данные изделия подлежат ремонту, но для того необходимо обратиться в мастерскую.

Дворники не доходят до крайней точки

Часто владельцы автомобилей отечественного производства сталкиваются с проблемой, когда при выключении дворников щетки останавливаются в той точке, где находились, то есть не возвращаются в крайнее нижнее положение. Проблема такой неправильной остановки щеток непосредственно в редукторе привода. Редуктор оснащается концевым выключателем, который в действие приводится при помощи кулачка. Кулачок предназначен для контроля положения щеток после того, как исчезает питание на рычаге выключателя.

Возникает поломка преимущественно тогда, когда водитель включает примерзшие к стеклу дворники. В результате выходит из строя редуктор, который необходимо заменить новым.

Доработка дворников

Когда идет сильный дождь, то стеклоочистители семерки работают отлично(в постоянном режиме). Недостатком является тот факт, что во время слабого дождика(в прерывистом режиме), щетки могут тереть вхолостую, изнашиваясь и царапая стекло. Это происходит из-за не оптимальной паузы между взмахами. Решить такую проблему можно при помощи доработки дворников. Как доработать дворники на ВАЗ-2107, узнаем далее.

Доработка дворников ВАЗ 2107 заключается в изменении их частоты работы, или возможности ее плавной регулировки.

  • Изначально необходимо снять реле, расположено которое в салоне, возле рычага открытия капота.
  • Необходимо снять крышку реле и заменить установленный резистор на 62 кОм другим, сопротивление которого составляет 30 кОм. Это позволит уменьшить интервал срабатывания дворников с 4 секунд на 2 секунды.
  • Резистор припаивается к плате только с одной стороны.
  • В разрыв цепи необходимо припаять провода, которые будут подключаться к переменному сопротивлению от 100 до 500 кОм.
  • Когда провода припаяны, можно собрать реле и установить на место.
  • Устройство в виде переменного резистора требуется расположить в удобном месте на панели управления, так как с его помощью будет происходить переключение работы щеток.
  • Такая схема подключения позволяет выбирать оптимальный режим функционирования стеклоочистителей в диапазоне от 2 до 10 секунд.

После того, как схема собрана, можно осуществить включение дворников и проверить их функционирование. Переменный резистор имеет вид обычного регулятора, который представлен на фото ниже.

Есть еще один более простой способ модернизации стеклоочистителей, не требующий работы с паяльником. На рынке продаются уже готовые реле с регулировкой паузы. Вам нужно только купить подобное реле, и установить его вместо штатного. Более подробно об этом можно узнать из видео ниже.

Такая простая доработка существенно повысит срок службы щеток, что также немаловажно для водителей. Подводя итог, важно отметить, что ремонт дворников не является сложным процессом, но чтобы отремонтировать или найти причину поломки, следует подойти к ситуации с умом. Определить конкретно, как не работают дворники, а уже после искать поломку.

Устройство стеклоочистителя ВАЗ-2108.

Электродвигатель состоит из статора с постоянными магнитами и якоря с удлинённым валом, на конце которого нарезан винт (червяк). Со стороны червяка располагается коллектор и щёточный узел. Щёточный узел имеет три щётки, одну минусовую и две плюсовых, расположенных под разным углом относительно коллектора. Такое расположение обеспечивает разную скорость вращения якоря, необходимое для изменения частоты срабатывания очистителя.

К электродвигателю со стороны коллектора крепится редуктор, состоящий из косозубой шестерни входящей в зацепление с червяком на конце вала якоря. Шестерня находится на валу, к которому крепится система рычагов. На противоположной стороне от вала на шестерне находится кулачок, который приводит в действие подвижный контакт, который обеспечивает остановку щёток в крайнем положении.

В последнее время в редукторе так же размещается тепловой предохранитель для предотвращения сгорания электродвигателя при заклинивании или примерзании щёток. Ранее этот предохранитель устанавливался на раме стеклоочистителя.

Переключение режимов работы стеклоочистителя осуществляется подрулевым переключателем, а его работа в прерывистом режиме реле стеклоочистителя.

Реле стеклоочистителя с регулировкой паузы с датчиком дождя (723.3777-05 с датчиком дождя)

Описание

Предназначен для автоматического включения стеклоочистителя при появлении капель на лобовом стекле, а также для программного управления прерывистой работой стеклоочистителя и совместной работы со стеклоомывателем.
Применяется на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115, -2170, Lada Kalina. ГАЗ 3111; ВАЗ-2108, -2109, -2110, ИЖ 2126 (с новым блоком предохранителей); иномарках (с аналогичным расположением контактов реле) .
В комплект входят прерыватель стеклоочистителя с регулировкой паузы (устанавливается в блок реле) и датчик дождя (с сенсорами), соединенные между собой гибким кабелем. Датчик дождя оснащен кнопкой настройки чувствительности и переключения режимов работы, а также встроенными в корпус индикаторами (светодиоды различного свечения).

О том, как отрегулировать паузу между взмахами дворников в прерывистом режиме написано выше. При использовании стеклоочистителя ВАЗ 2108 можно получить хорошую функцию: при активации «брызгалки», дворники сделают пару тройку взмахов, а не просто водичка брызнет на стекло. При доработке реле появляются две новых функции:

  1. Возможность отрегулировать паузу стеклоочистителя;
  2. При активации «брызгалки», дворники вымоют стекло;

Итак, для доработки реле стеклоочистителя ВАЗ едем на авто рынок и закупаем:

  1. реле паузы от 2108;
  2. Клемная колодка, «мама» для шестого контакта;
  3. 5-контактное реле и клемная колодка;
  4. Четырёх контактное реле и КК;
  5. Диод 10 А.
  6. Резистор 10 Ком (переменный)
  7. Резистор 500 ом (постоянный)

И собирает все по схеме:

Четырех контактное реле можно установить под капот около бачка незамерзайки, для этого потребуется протянуть провод из салона под капот.

Не выбрасываем родное реле, от него нам понадобится клемная колодка с «папами» и оставляем в этой 2 провода серый, идущий напрямую к двигателю моторедуктора и красный, на котором появляется плюс после включения первого положения дворников.

Главное не забыть обязательно отсоединить сине-белый провод от мотопривода стеклоочистителя ВАЗ а лучше перерезать или вытащить из клемной колодки.

После такой доработки реле стеклоочистителя устанавливаем все на авто. И радуемся нашим результатом.

Схема стеклоочистителя работа.

Нулевое положение.

Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.

Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.

Первое положение.

При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.

Второе положение.

Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.

Немного опережая последовательность событий, дабы не забыть — расскажу эпопею о дворниках…
Все шло своим путём, вокруг пели птички, зеленела травка и светило яркое солнышко…Но, не может быть всё гладко, тем более с русским автопромом))Случилась беда, заболели мои дворники, сначала они начали ездить медленнее, потом ещё медленнее, потом совсем медленно, и вот, когда я поменял щётки они вообще перестали двигаться)
Пролистал интернет вдоль и поперек и хочу поделиться с вами хронологией действий при подобных происшествиях…
Причин отказа дворников не очень много, начнём по простоте действий для решения проблемы:

1. Первое что стоит смотреть это предохранители и реле, особых знаний это не требует и да и трата времени минимальная…

Снимаем крышку с монтажного блока, на обратной стороне, как правило есть расположение предохранителей и релешек. Если не ошибаюсь, предохранители F4 (10А) и F5 (15А), и К3 – реле очистителя ветрового стекла…Все зависит от того, какой у вас ч.я.
Хочу заметить, что при неисправном реле, 3 скорость дворников все равно должна работать…
Если замена реле вернула пропавшие 2 скорости — дальше можете не читать)
Попутно пошевелите шлейф к монтажному блоку (всё таки это же русский автопром =)
Обязательно осмотреть разъем соединяющий моторчик с ч/я, почистить, соединить обратно.
Не помогло — двигаем дальше…
Попробуйте подключить моторчик напрямую к аккумулятору, если он заработал — значит проблема или в обрыве провода или в сгоревшей дорожке в монтажном…

2. Вторая проблема, которая могла приключиться — это неисправность подрулевого переключателя…
Тут все немного сложнее чем с предохранителями…Разобрать накладку и снять подрулевые переключатели, думаю, смогут все…Тут варианта 2 либо поменять сразу оба из каких-то эстетических соображений, либо снять старые и прозвонить.
Делается это по следующей схеме:
1 положение рычага — все выключено
2 положение — прерывистая работа без фиксации — контакты 53е-53,53а-j
3 положение — прерывистая работа — контакты 53е-53, 53а-j
4 положение — 1 скорость — контакты 53а-53
5 положение — 2 скорость — контакты 53a-53b
6 положение — омыватель и стеклоочиститель 53ah-W

На лице все ещё нет улыбки-двигаем дальше…

3. Копаем глубже, нам нужно определить проблема в трапеции или в самом моторчике.

Снимаем тягу с двигателя и проверяем легко ли двигается трапеция — если нет — разбираем, снимаем, чистим, смазываем, ставим обратно попутно заставляем икать всех конструкторов автоваза =)

Если ходить легко — включаем двигатель дворников — он должен ходить легко и без рывков. Если при нагрузке он останавливает — то проблема исключительно в нем… Грозит или замена или его ремонт. Цены «мягко говоря» кусаются))
Других вариантов у меня не осталось… Надеюсь, я смог хоть чем-нибудь помочь =)

Если бы я все это знал раньше — то на 8 заменой одной релюхи решил бы все свои проблемы)
Но, в этот раз заморачиваться не хотелось и я решил поменять все и сразу…Купил себе «оригинальный» моторчик в сборе с трапецией, про цену лучше промолчу :DD
Забурились в «не очень» теплый гараж, вооружились необходимыми инструментами и богатым русским языком и начали…
1.Снимаем щетки для удобства -> ключом на 10 отворачиваем гайки поводков, снимаем их…
2. Поддеваем плоской отверткой и снимаем защитный колпачек -> ключом на 24 отворачиваем гайки -> снимаем пластиковые и резиновые шайби (запоминаем в какой последовательности они стояли)
3. Отсоединяем провода к моторчику и головкой на 10 откручиваем болт где крепится его минус.

Тут *** начинается самое интересное

Всем здрасте, как Вы уже поняли речь пойдёт об унылых взмахах вазовских стеклоочистителей.Мне это надоело, поэтому решил всё исправить.Дело в том, что если проследить путь по которому течёт ток от аккумулятора до моторчика стеклоочистителей можно заметить, что этот путь пролегает через множество разъёмных соединений, плюс проводка тонкая, плюс ржавчина на контактах.Итого теряем полезную мощность на нагрев этих самых проводов и контактов.Чтобы в этом убедиться я просто взял кусок провода, один конец подключил к аккумулятору, а другой к первой скорости моторчика и о чудо он стал крутить намного резвее чем от штатной проводки.Поэтому пришла в голову мысль разгрузить стандартную проводку релешкой. В интернете и здесь на драйве представлено довольно много решений, как это сделать. Чаще в этих статьях задействуют только вторую скорость, а первая остаётся не подключенная. Я же хотел полностью сохранить все заводские режимы, но при этом не тратить энергию в пустую на нагрев контактов. Поэтому просто в разрыв проводов которые идут на 1-ю и 2-ю скорости я поставил по одному реле.Но так же пришлось добавить ещё 3-е реле на динамическое торможение ( это когда провода моторчика замыкаются между собой и он резко начинает останавливаться ), иначе дворники вообще не останавливались )) Сначала сделал так.

Но как уже выше написал, дворники на прерывистом режиме молотили не останавливаясь. Поэтому добавил 3 реле на торможение. Вот рабочая схема.

Собрал всё на пайке, навесной монтаж. Реле взял из сигнализации Томагавк)).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector