Autobutik-kr.ru

АвтоЖурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нива ралли париж дакар

Как советская «Нива» покоряла главный ралли-марафон планеты

До старта юбилейного 40-го «Дакара» остается десять дней. Сейчас на слуху иностранные автопроизводители в зачете внедорожников, но когда-то российская «Нива» была близка к успеху в легендарном ралли-рейде. AUTOSPORT.com.ru рассказывает историю участия ВАЗ-2121 в знаменитом марафоне.

Задолго до дебюта «КАМАЗа»

История российского автоспорта на «Дакаре» начинается отнюдь не с 90-х годов, когда состоялся дебют легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Первый отечественный автомобиль вышел на старт самого первого марафона. Это был полноприводный внедорожник из СССР – «Нива» ВАЗ-2121 – сошедший с конвейера в апреле 1977 года. Произошло это, правда, исключительно благодаря французскому экспортеру Жан-Жаку Поку, который был просто без ума от техники с завода в Тольятти. Дважды он сам выступал в ралли-рейде на этой машине, но только в качестве штурмана, и не на «Дакаре», а на египетском Ралли Фараонов в 1987 и 1988 годах. Управлял «Нивой» ни много ни мало вице-чемпион Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс.

«Это был настоящий внедорожник: дешевый и надежный, тогда как раньше были только тяжелые военные машины», – вспоминает Пок.

Дебют «Нивы» состоялся всего через полтора года после выпуска. На старт у Эйфелевой башни в Париже 26 декабря 1978 года вышли пять автомобилей, привезенные из России. Отличий от стандартной модели за исключением обязательного каркаса безопасности и дополнительного бака не было, остался даже заводской 1,6-литровый двигатель. Тем не менее две из пяти машин благополучно добрались до финиша 14 января 1979 года. Жан-Луис Летенду занял 28-е место в общем зачете, а Кристиан Дубоску расположился на 32-й позиции. Учитывая то, что в то время на «Дакаре» не было никаких разделений на категории, результат получился, действительно, впечатляющим, ведь позади оказались такие машины как Peugeot, Renault, а 2/3 участников впереди выступали на мотоциклах.

Модернизированная «Нива»

К середине 80-х от серийной «Нивы» не осталось фактически ничего за исключением внешних очертаний. Командой Пока, получившей название Lada Poch, а затем двумя другими коллективами VSD и Pastis была модернизирована подвеска, кузов был усилен, расширен и облегчен за счет использование карбона, а вазовский двигатель сначала доработали, а затем и вовсе заменили. Так что на базе советского внедорожника получился настоящий «дакаровский» прототип.

Особенно интересно, как с каждым годом росла мощность силового агрегата: 110, 150, 180, 240, 270 л.с. Наконец, в 1986-м, когда на «Ниве» был установлен турбированный мотор R.O.C, количество лошадиных сил перевалило за 300! На прямиках с такой мощностью машина разгонялась до 240 км/ч.

Успехи «Нивы» на гоночных трассах

Несколько раз «Нива» была близка к успеху на ралли-рейде «Париж-Дакар». Уже в третьем издании гонки в 1981-м российский автомобиль под управлением француза Жан-Клода Приавона лидировал в общем зачете на протяжении большей части дистанции, но, к сожалению, пробитый радиатор на одном из последних этапов отбросил экипаж на третье место. Спустя год тот же Приавон финишировал вторым, уступив только соотечественнику Клоду Маро на Renault.

Еще одно второе место команде Пока принес в следующем году Андре Троссат. Этот подиум стал последним для «Нивы». По мере доработки надежность прототипа, которая и так всегда хромала, становилась только хуже. В 1985-м ни одна из 18 стартовавших «Нив» не доехала до финиша у «Розового озера». Причем, большинство сошли из-за проблем с амортизаторами.

Но на менее протяженных и сложных гонках модернизированная машина из Тольятти отлично себя зарекомендовала. Ралли Париж-Тунис, ралли Алжира, ралли Фараонов – все эти экзотические гонки покорились «Ниве», причем в Египте в 1983 году прототипы Pastis заняли все три первых места пьедестале почета. Так что со скоростью и проходимостью проблем не было. Не хватило лишь надежности, чтобы покорить главный ралли-рейд планеты…

Читать еще:  Лифт подвески уаз патриот своими руками
Заводской проект «АвтоВАЗа» реализованный и замороженный…

К концу 80-х эра «Нивы» на «Дакаре» подошла к логическому завершению. Пусть и серьезно модернизированная, но за десять лет модель ВАЗ-2121 устарела, и тягаться с полноценными прототипами уже было невозможно. Для любви Жан-Жака Пока к машинам из Тольятти это не стало преградой, и к гонке 1990 года его Lada Poch подготовила к участию прототип… «Лада Самара T3». В отличие от «Нивы», с этой машиной французский коллектив не смог добраться даже до подиума, и наивысшим достижением стало шестое место на «Дакаре-1993», а уже в следующем году французская компания покинула соревнование, продав автомобиль заводской команде «ВАЗа». Впрочем, запала коллективу с длинным названием Lada-Vaz-Togliatti-Russia хватило только на один марафон в 1994 году, когда обе «Самары» сошли с дистанции. Два других экипажа из Тольятти выступили на «Ладе Нива T3».

В отличие от своего предшественника, десять лет выходившего на старт «Дакара», этот прототип был полностью собран на заводе «АвтоВАЗа» и значительно уступал по характеристикам. Если последняя модификация Lada Poch оснащалась мотором мощностью 310 л.с. и разгонялась до 240 км/ч, то отечественный покоритель ралли-рейдов мог похвастать только 135 л.с. и максималкой в пределах 160 км/ч.

Были локальные успехи у данного прототипа, такие как победы на ралли-рейдах в Венгрии в 1991-м и 1994-м, но на крупных международных соревнованиях «Ладе Нива T3» не хватало конкурентоспособности, что и подтвердил единственный выезд на «Дакар» в 1994-м. Александр Лакеев финишировал на далеком 41-м, а экипаж Анатолия Кривобокова сошел.

Чуть лучше дела обстояли на ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин» – аналог нынешнего «Шелкового пути» – где в 1995-м «Нива» под управлением того же Лакеева заняла десятое место. Но вскоре FIA запретила категорию автомобилей T3, и на этом программа «ВАЗа» в международных соревнованиях прекратила существование.

В середине 2000-х были надежды на её возрождение, когда российский производитель объявил о начале работы над машиной Lada Raid. Дебют прототипа планировался на «Дакар-2008». Как известно, гонка не состоялась, но еще раньше, в конце 2006-го, многообещающий проект был «заморожен» и остается в этом состоянии по сей день…

Гонка за былой славой: «Нива» из Новосибирска едет на ралли «Дакар»

Советский внедорожник из Новосибирска будет покорять аравийские пески на ралли «Дакар». Машину купила швейцарская команда. Какие изменения внесли в конструкцию и чем приглянулась иностранцам «Нива», узнал корреспондент «Новосибирских новостей».

С русских дач в африканские пески

Белая «Нива» резво разгоняется по дорожке около новосибирского автосервиса. Экипаж осторожничает, стараются не газовать — пока не всё отрегулировано. Первый тест-драйв. Судя по улыбкам, швейцарцы довольны. Оба держат пальцы вверх.

«Нива» выпущена в 1984 году. Было только два владельца. У предпоследнего машина пробыла 15 лет — возила рассаду. Автомобиль начала 80-х годов в хорошем состоянии искали специально: на это потратили несколько недель.

По словам управляющего автосервисом Алексея Голышева, почти 40 лет назад машины делали крепче — детали, сами материалы были качественнее, а значит, и в песках не должны подвести.

Внутри — спортивные сиденья, задних нет — там увеличенный топливный бак. На передней панели перед штурманом — множество различных тумблеров: фонари освещения, аварийные сигналы, дополнительный вентилятор охлаждения. Добавлен мощный каркас безопасности — толстые трубы вварены в кузов.

Читать еще:  Провал при нажатии на педаль газа карбюратор

Металл боковин заменили на пластик — желание заказчика. Внедорожник стал легче на сотню килограммов.

«Всё штатно, можете сами удостовериться, — говорит, поднимая капот, управляющий автосервисом Алексей Голышев. — Это обычный „нивовский“ двигатель, карбюраторный. Мощность — 80 лошадиных сил».

«Ниву» купили за сто с небольшим тысяч рублей — вложили уже почти миллион.

Ралли, зимняя рыбалка и семейная история

Этот внедорожник через пески ведёт семейная история. Жена пилота Марио Якобера — из Новосибирска. Познакомились в Санкт-Петербурге. Марио покорили красивый город со старинной архитектурой и сибирячка.

«Это многие говорят: в России прекрасные женщины. Они красивы, образованны и интеллигентны», — отмечает Марио.

Гостили здесь у родственников супруги. Швейцарца пригласили на зимнюю рыбалку. И там он увидел, как местные на небольших юрких машинах преодолевают сугробы в лютый мороз. Там и возникла идея: проехать на такой через пустыню.

«Я был поражён проходимостью и выносливостью этого автомобиля. При этом у него небольшие габариты и вес, простое техническое устройство.

Хочу вернуть былую славу этой замечательной русской машине», — поясняет Марио.

Он нашёл штурмана. Сладан Милич согласился без колебаний.

«Несмотря на то, что это была сумасшедшая идея, я просто сказал: „Давай сделаем это. Нет проблем“. Ну а после „Дакара“ можно и на зимнюю рыбалку в Сибирь съездить», — говорит Сладан Милич.

Настраивать системы и тестировать «Ниву» будут ещё месяц. Ралли состоится в будущем году. Экипаж будет представлять Швейцарию, но — с наклейками «Лада-Нива».

«Нива» на «Дакаре»

Швейцарский экипаж будет выступать в новой категории Dakar Classic. Её впервые ввели в этом году. В ней участвуют автомобили, выходившие на старт «Дакара» и других крупных ралли-рейдов до 2000 года.

Двигатель и подвеска в этих машинах должны быть аутентичными. Из необходимых переделок — каркас безопасности. Трасса проходит параллельно основной. Дюн на ней меньше.

В этой категории экипажи должны пройти участки, уложившись в установленное время, а не на скорость.

В этом году маршрут включал 12 этапов от 200 до 300 километров. В категории Dakar Classic выступали 24 экипажа. Среди машин — легендарный «Фольсваген Жук», «Порше-911», «Тойота Ленд Крузер», «Ниссан Патрол».

Марио Якобер и Сладан Милич будут участвовать в «Дакаре» следующего года.

Вообще теперешний «Дакар» уже долгое время не имеет отношения к городу Дакару — столице Сенегала. Из-за угрозы терроризма трассу перенесли из Африки в Саудовскую Аравию. Старт и финиш — в городе Джидда.

Через год после начала производства, в 1978 году, советским внедорожником заинтересовался французский автодилер Жак Пок. Он продвигал на европейском рынке машины из соцлагеря — чехословацкие «Шкоды» и «Москвичи» с «Жигулями» из СССР. Жак Пок, конечно, не мог пройти мимо нового советского вездехода — и наладил его поставки на Запад.

Годом позже стартовало первое ралли «Париж – Дакар». В нём участвовало сразу пять «Нив», купленных частниками. На финиш приехали только две. С 28-м и 42-м результатами.

В следующем марафоне участвовало уже восемь «Нив». В 1981 году Жак Пок выставил на ралли свою — она сильно отличалась от серийной. Увеличили рабочий объём двигателя. Довели мощность до 140 лошадиных сил при штатных 80. Результат — третье место.

Читать еще:  Предохранитель на сигнал калина

Причём тогда по условиям соревнований машины и мотоциклы не разделяли на классы. Зачёт был общим.

В 1982 году на старте — уже 20 советских вездеходов. На финише — первое место братьев Марре, второе место — Жан-Клод Бриавуан и Андре Дэлиар. Годом позже — «серебро» Андре Тросса. «Нивы» гоняли по африканским пескам до 1988 года. Но таких ярких побед уже не было.

  • В этом году и Новосибирская область станет ареной крупнейшего мирового ралли «Шёлковый путь». Оно стартует в Омске 1 июля. Спортсмены проедут десять этапов. В Новосибирске будут 2 июля, а уже на следующий день отправятся в сторону Горно-Алтайска.

Школа гонщиков в Новосибирске

В Новосибирске не только готовят машины для ралли-рейдов. В городе работает муниципальная спортивная школа технических и интеллектуальных видов спорта. Там занимаются и перспективные гонщики. Недавно приехали с соревнований — открытого чемпионата и первенства Кемеровской области по автокроссу.

Юные пилоты багги привезли семь медалей. В том числе и золотую. Её заработал Илья Ефимов в дисциплине «Д3-мини». Вторые места — у Александра Осокина («супер багги»), Вадима Парфенова («Д2Н»), Дмитрия Чертова («Д2-юниор»), Глеба Мажарова («Д3-мини»). Бронзу взяли Данил Шиц («Д2-классика») и Илья Селин («Д2-юниор»).

Как готовятся к ралли швейцарские гонщики — смотрите в сюжете «Новосибирских новостей»:

Победы «Нивы» в Дакар были не без помощи Порше

Мишель Сарду, 1984, Алжир

Но если первый блин был комом, последующая деятельность оказалась достаточно прогрессивной. Например, ходят слухи, что Porsche поработал над оптимизацией двигателя Нивы по итогу его окончательной разработки. Мол, именно немецкие инженеры положили вишенку на торт, сделав мотор практически «всеядным» и неприхотливым. Пусть этот миф остается мифом, но вот следующие заслуги были напрямую связаны с работой спецов из Порше.

Во Франции с топливом было все в порядке, поэтому, несмотря на то, что Lada Niva стала первым в мире полноприводным внедорожником с несущим типом кузова, она оказалась успешным конкурентом на ралли Дакар другим внедорожникам. В 1981 году французский дуэт Жан-Клод Бриавуан и Андре Дэлиар закончил большую гонку на третьем месте и взял второе место в 1982 году. В следующем, 1983 году, «Нива» под управлением Андре Троса и Эрика Бриавуана оказалась не по зубам практически всем соперникам, достигнув второго места.

К гоночному сезону 1984 года Niva была дополнительно оптимизирована удлинением колесной базы. Затем появились прототипы раллийной Niva с двигателем PRV (V-образный 6-ти цилиндровый бензиновый мотор, разработанный совместно с Peugeot, Renault и Volvo) и дальнейшие обновления в 85 и 86 годах. За рулем бешенной «Нивы» в 1987 году выступали Джеки Иккс и Кристиан Тарин.

Последний забег Нивы состоялся в 1988 году. Ее «Дакарская карьера» закончилась почти полным доминированием над всеми соперниками в течении 7 лет.

Технические характеристики

    Кузов

г. Яхрома, Шлюзовой переулок, д. 1

Получить персональное предложение от официального дилера LADA

Модельный ряд
Разделы сайта
  • Акции
  • Автомобили с пробегом
  • LADA Finance
  • Услуги
  • Компания
  • Контакты

* — Рекомендованные розничные цены указаны с учетом максимальной выгоды по действующим акциям
Информация о технических характеристиках, составе комплектаций, цветовой гамме и рекомендованных розничных ценах, опубликованных на сайте официального дилера LADA, носит справочный характер и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации обращайтесь к консультантам нашего автосалона.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector