Autobutik-kr.ru

АвтоЖурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

литые диски на ваз

Колёса Страны Советов: модные литые диски в СССР

Кустари и импорт

Впрочем, на малоизвестных в то время прототипах будущего ВАЗ-2107 отчетливо просматриваются колёса, отлитые из алюминиевого сплава. Такое «литье» можно было увидеть на небольшом количестве спортивных автомобилей ВАЗ, к которым имела отношение ЛСГА – лаборатория спортивно-гоночных автомобилей транспортного управления ВАЗа.

Но автогонщиков не устраивало практически полное отсутствие в стране литых дисков. Некоторые «перебивались» продукцией иностранных производителей – так, например, сделал Стасис Брундза, установивший на свою знаменитую «пятёрку» ВФТС колёса ATS Classic. Можно вспомнить и Lada Eva на внушительных дисках Ronal. Отдельные спортсмены-кольцевики (например, москвич А. Замыслов) сами (!) отливали оригинальные широкие колёса из магниевого сплава.

На фото: ВАЗ-2107 на «литье» из алюминиевого сплава и Lada Eva на дисках Ronal Turbo

Мелкая серия

Однако первыми «легкие» колеса примерили не «кузова», а гоночные автомобили Эстония и багги середины-конца семидесятых годов. Преимущества таких дисков профессиональным гонщикам были хорошо известны, но дальше экспериментального (читай – штучного) производства дело все-таки не шло.

Пока, наконец, во второй половине уже восьмидесятых годов целый ряд металлургических и авиационных предприятий не занялся изготовлением «товаров широкого потребления», в том числе колёс из лёгких сплавов.

Наиболее узнаваемой моделью тех лет является «фреза» – диск, рисунок которого действительно похож на зубы фрезы или пилы. Такие колеса, выпускавшиеся Соликамским магниевым заводом, часто можно было встретить на боевых и тренировочных «восьмерках» 80-х-90-х годов прошлого века. Этот дизайн дисков, кстати, похож и на опциональные колёса Centra для автомобилей VW.

НАМИ Апельсин-2 на дисках Centra

«Фреза» по параметрам подходила для ВАЗов, но отличалась увеличенной шириной обода (5,5J). Кроме того, благодаря применению магниевого сплава диск был примерно на 1 кг (!) легче штатного колеса 2105.

На фото: ВАЗ-2105 на дисках ATS

Как и любые другие магниевые колёса, «фреза» была очень склонна к электрохимической коррозии. С этим боролись путем нанесения специальных составов еще на стадии изготовления колёс, однако при повреждениях защитного покрытия диск начинал «идти хлопьями». Впрочем, для спортивных автомобилей главным качеством (помимо веса) была ударопрочность, а не долговечность при «обычной» эксплуатации.

Казанский магниевый завод (КМЗ) также производил литые колёса из магния, которые в обиходе более известны как «казанки». Ажурный дизайн ступицы был призван улучшить охлаждение тормозов, но при этом по прочности «казанки» заметно превосходили любые обычные диски, за что полюбились спортсменам-раллистам.

Более «гражданские» по назначению колёса выпускал подмосковный Балашихинский литейно-механический завод (БЛМЗ). Впрочем, диски замысловатого дизайна также были изготовлены из алюминиевого сплава с содержанием магния. Такие колёса можно было встретить на ВАЗах конца восьмидесятых годов, хотя для большинства советских автомобилистов легкосплавные колёса всё равно оставались «вещью в себе». Разве что ГАЗ уже на закате советской империи выпустил для Волги небольшую партию легкосплавных дисков с красивым рисунком «гнутых» спиц, по дизайну напоминавших колёса американских Lincoln.

На фото: ВАЗ-2105 на дисках ATS Classic

Были и украинские производители «литья»: в Мелитополе на заводе Автоцветлит для Таврий выпускались легкосплавные диски с усиленным ободом, а в самом Запорожье Моторсич на заказ изготавливал титановые (!) колёса. Разумеется, это были изделия не коммерческого, а спортивного назначения – их использовали только «околозаводские» команды из Запорожья и Кременчуга. В свободной продаже в советские времена такие колеса не встречались.

Лихие 90-е

Только развал СССР подстегнул производителей заняться темой легкосплавных колёс всерьез. Это стало возможным в первую очередь благодаря так называемой конверсии. На целом ряде предприятий оборонного комплекса, производивших авиационные шасси и танковые катки, вдруг поняли, что они могут переключиться на куда более ходовую (и коммерчески успешную) продукцию – кованые автомобильные колеса. Сделать это им позволяли уникальные технологии, отточенные за счет долголетней работы на советский ВПК. При этом отечественная «ковка» получалась не только лёгкой и прочной, но и очень доступной в сравнении с заоблачными по цене иностранными аналогами.

Первым известным производителем стал Всероссийский институт легких сплавов (ВИЛС), который быстро наладил выпуск линейки дисков практически для всех популярных советских автомобилей. Кованые диски ВИЛС выглядели довольно скромно, зато по эксплуатационным параметрам были вне конкуренции.

На фото: Lada Riva 1600SLX Sport 1986-1991 гг.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в первые постсоветские годы перепрофилировались еще несколько металлургических комбинатов России – Ступинский, Самарский, Белокалитвинский и Красноярский. Производство «ковки» требует специального оборудования, а именно мощного пресса, развивающего усилие от 10 000 тонн и выше. Поэтому заниматься выпуском таких колёс могли лишь некоторые предприятия отрасли.

Немного жаль, что в планово-административной экономике СССР «не нашлось места» для массового производства колес из легких сплавов, хотя и технологии, и оборудование предприятий Страны Советов это позволяли. Тем выше ценятся сегодня чудом уцелевшие «фрезы» и «казанки», ставшие настоящими артефактами для любителей редких и необычных «олдскульных» дисков.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Отличная статья с уникальными фактами, но в легкодоступной форме.

«Фрезу» помню. На 8-ке у меня стояла. И хлопья на «койках» помню. Я так научился определять тогда магниевые диски. Так и продал с хлопьями. Покупатель был рад «литью» и тут же стал решать у какого умельца заказывать «супермегаболты» от автоворов. В те времена утречком идешь и редкий двор стоит без обнесенной или вообще на кирпичах машины. Зеркала, подголовники, антенны, колонки, магнитолы вообще домой носили с аккумуляторами каждый день. Вот время было. У меня разок гуделку кастомную срезали у магазина. 5 минут и нет сигнала.

На экспорнтых ладах классное литье было, щас такой дизайн не найдешь. А диски Ронал-вообще огонь!Редакция, запилите возможность добавлять фото в коментах. без них как без рук!

Штампованные диски

НА данный момент, это самый распространенный диск во всем мире. Причина как обычно банальна, ЭТО ЦЕНА. Ни для кого не секрет что стоить они будут в 2 – 3 раза дешевле, чем литой собрат (при таких же параметрах).

Делаются путем штамповки металлических частей, их две основных – это «обод» и так называемая «тарелка». Изначально производится тарелка, делается с применением специального профиля, для увеличения жесткости, вот почему «тарелка» практически никогда не бывает плоской. Затем делается обод, он также штампуется из стали, затем их соединяет при помощи специальной сварки. Вот почему они получили название «штампованные». После этого процесса поверхность окрашивают специальной коррозиеустойчивой краской. Собственно это весь процесс, зачастую он максимально автоматизирован, поэтому себестоимость такого продукта действительно низкая.

Плюсы:

  • Низкая стоимость конечного продукта
  • Ремонтопригодность. При деформации, не трескается а мнется. Можно легко выпрямить и после легко применить

  • Подвеска немного защищена. В чем тут дело, да в том что при ударе, диск начинает мяться, а как мы знаем из закона физики, поглощается часть «энергии удара», соответственно эта разрушающее воздействие не проходит дальше на элемента подвески (либо проходит но в уменьшенном варианте). Таким образом, можно констатировать, что эти диски немного «оберегают» подвеску.
  • Штатные болты. Все дело в том, что под «литье», обычно нужно использовать свои болты, которые стоят дороже.

Плюсов не много, но как видите, они действительно есть, если диск вам нужен для служебного авто, то есть скажем на Газель, или какой-либо грузовичок, либо автобус – ШТАМПОВКА ИДЕАЛЬНЫЙ КАНДИДАТ. Причем лично я никогда не видел литых дисков на грузовиках (дорого и бессмысленно).

Минусы:

  • Внешний вид. Что тут говорить они действительно, «убоги» снаружи.
  • Колпаки. Почти 80% производителей чтобы хоть как то украсить «штамповки», применяют декоративные колпаки. Как правило, они пластиковые и их достаточно легко потерять! Так вот весь абсурд в чем – если вы потеряли ОРИГИНАЛЬНЫЙ КОЛПАК (про рыночный Китай, я не говорю), то новый будет стоять около 1000 – 2000 рублей. Если продать колпак + сам диск, то запросто можно купить оригинальное «литье» (ну может не значительно добавить).

  • Ржавеют. ДА подвержены разрушению, ведь делаются из стали.

  • Тяжелее. Пусть не значительно, но все же, дополнительная нагрузка на подвеску
  • Хуже балансировка. Как сказал мне мой знакомый, который работает на «шиномонтаже» они намного сильнее гуляют по оси.
  • Хуже держат дорогу на больших скоростях, от 80 – 90 км/ч. Также вывели экспериментальным путем, есть знакомый, который ездил сначала на штамповках, а затем на литье – как они сказал – «разница на лицо».

В общем, для простого автомобиля, как я писал выше, также для коммерческого транспорта это самое «оно». Но вот если ваш авто представительский и дорогой, то тут уже совсем другая история, представить какой-нибудь «ИНФИНИТИ» на штампованных дисках.

Стальные штампованные

Водители называют их неубиваемыми и готовы переплачивать за качество. На отечественных дорогах им нет равных. А все благодаря точечной сварке и отдельной штамповке обода и диска. Но это не единственные их преимущества.

Поврежденный штампованный диск

Преимущества и недостатки

Достоинства изделий из стальной штамповки:

  1. Стойкость от деформации при ударе. Штамповка выдерживает нагрузки больше, чем литейные. При этом вероятность трещины стремится к нулю.
  2. Цена таких дисков гораздо ниже, чем цельных литьевых и кованых вместе взятых.
  3. Такие детали легче поддаются ремонту и восстановлению. Исключение составляют только полностью смятые элементы. В остальных случаях на помощь приходит рихтовка, обработка сваркой.

Из недостатков отмечают массивность и преждевременный износ подвески ввиду массивности. Но именно этот фактор и спасает автомобилистов на наших дорогах, ведь амортизаторы делают все для смягчения наезда авто на препятствие.

Но главная беда обода – коррозия, которая потихоньку съедает колесо. Усиление формирования ржавчины происходит зимой и весной, когда на трассах остаются следы противооблединительных реагентов. Поэтому перед консервацией зимние колеса нужно сдать в ремонт, если планируется их дальнейшая эксплуатация или продажа.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector